Фильтрация спам-звонков из-за запрета на получение таких вызовов может создать неудобства для абонентов, чей номер окажется в списке нежелательных по ошибке – например, если в прошлом он принадлежал злоумышленникам. Поэтому операторы связи должны предусмотреть рабочий механизм исключения номеров из фильтр-листа по обращению пользователей.
Об этом Общественной службе новостей заявил руководитель аналитического центра компании Zecurion, эксперт по кибербезопасности Владимир Ульянов.Ранее депутаты Госдумы приняли закон, который должен защитить россиян от телефонных и кибермошенников. Он включает в себя широкий комплекс мер, направленных на противодействие и предотвращение преступлений. В частности, банки теперь должны будут проверять «наличие признаков выдачи средств без добровольного согласия» при обналичивании денег в банкомате, «Госуслуги» больше не будут присылать СМС с кодом подтверждения во время звонка, а государственные органы и цифровые сервисы впредь не смогут звонить гражданам через мессенджеры. Помимо прочего, новыми правилами также закреплено, что спам-звонки теперь будут допускаться только при согласии абонента – если тот не захочет получать такие вызовы, он сможет обратиться к оператору и запретить их. Большая часть мер вступит в силу после подписания президентом с 1 сентября 2025 года.
«Объём спама, который люди получают ежедневно, очень велик».
blockquote
Как отмечает Владимир Ульянов, возможность установить запрет на получение спам-звонков будет полезна для большинства россиян.
«С одной стороны, долю мошенничества это вряд ли кардинально снизит. Но с другой, объём спама, который люди получают ежедневно, очень велик. Поэтому его снижение такой фильтрацией на уровне операторов связи – может быть, даже принудительной – будет полезен и, конечно же, облегчит положение людей. Поэтому не стоит считать данную меру панацеей, но это все же полезная мера, причем для очень большого круга людей», — говорит он.
Эксперт заметил, что обычные абоненты от фильтрации спама пострадать не должны, однако теоретически возможны случаи, когда система будет срабатывать не совсем корректно и блокировать полезные вызовы – вероятность ошибки тут низкая, но не нулевая.
«Существует много различных критериев, по которым система оценивает номер и принимает решение о внесении его в спам-фильтр. И обычно для блокировки все-таки нужен не какой-то один критерий, а совпадение нескольких. Хотя есть и однозначные – например, если номер попал в пул спамеров или мошенников, то другие проверки по нему больше не нужны, и звонки с него в любом случае будут заблокированы. Но большинство критериев все же менее четкие. Например, на основе статистики: если с телефонного номера совершается большое количество звонков, причём все эти звонки заканчиваются в течение первых нескольких секунд, то это один из признаков того, что вызовы являются нежелательными».
Ульянов пояснил, что статистика звонков, завершившихся в первые несколько секунд, у абонента-спамера часто зашкаливает за 90%, а количество вызовов в день может исчисляться десятками или сотнями. Это позволяет отличить его от добросовестного абонента, который просто часто звонит по телефону.
Данные показатели, однако, не являются поводом для блокировки номера – это лишь основание для подозрений, заметил аналитик. Лишь когда совпадают несколько таких нечетких критериев, система может сделать вывод, что абонент является злоумышленником, и перестать доводить его звонки до адресата. Причем человека, которому спамер пытался дозвониться, могут об этом уведомить на случай, если звонок все же был полезным – решать, перезванивать или нет, тот уже будет сам.
«Какая бы система ни была, ошибки возможны».
blockquote
«Мы допускаем сценарии, когда телефонный номер ошибочно попадает в базу нежелательных. Поэтому, безусловно, должен быть инструмент, который позволит апеллировать и достаточно оперативно изымать номер из этой базы, — говорит собеседник издания. — Какая бы система ни была, ошибки возможны. В конце концов, кто-то может что-то неправильно ввести при передаче данных. Может быть, обнаружатся какие-то уязвимости в системе, которые позволят манипулировать спам-фильтрами, это тоже возможно. Поэтому должен быть механизм для того, чтобы добросовестный абонент мог убрать свой номер из списка нежелательных, и чтобы это не было сложным квестом через суд на три месяца, а делалось буквально в течение пары дней адекватными способами».
Помимо рисков случайно попасть в спам-фильтр, абонент также может оказаться «нежелательным» в глазах оператора, унаследовав номер от злоумышленника, добавил Ульянов. Он пояснил, что номерная емкость у мобильных операторов связи ограничена, из-за чего неактивные в течение какого-то времени номера изымают из пользования и отправляют в «отстойник», после чего возвращают в продажу. Учитывая, что телефонные мошенники, несмотря на все ограничения, часто меняют номера, один из них, ранее помещенный оператором в спам-фильтр, может достаться новому абоненту. Предполагается, что после «отстойника» с номеров все ограничения снимают, однако автоматизированная система в теории и тут может дать сбой. Как итог, новый номер человека окажется отнюдь не «чистым», и никому дозвониться с него он не сможет.
Читайте также:
- Эксперт по кибербезопасности Ульянов назвал риски использования нейросетей
- Эксперт по кибербезопасности Ульянов рассказал, как защитить себя от «спуфинга»
- Аналитик Ромачев: Отпечатки пальцев со смартфона могут похитить спецслужбы США
- Герман Клименко посоветовал не беспокоиться из-за «слежки» смартфонов и приложений за пользователями
Сообщение Аналитик Ульянов: Запрет на спам будет полезен для большинства россиян появились сначала на Общественная служба новостей.
Свежие комментарии