Отмена авиационных санкций США против России, запрещающих поставку запчастей и обслуживание западных самолётов, не окажет существенного влияния на российскую гражданскую авиацию. Флот отечественных авиакомпаний и так находится в исправном состоянии, а детали для ремонта стабильно поступают через параллельный импорт.
Гораздо острее для России стоит проблема расширения авиапарка на фоне растущего пассажирского спроса – импортозаместить западные самолеты в необходимых объемах пока не удается, а приобретение новых воздушных судов по-прежнему под санкционным запретом. Об этом Общественной службе новостей сообщил авиационный эксперт Роман Гусаров.Ранее исполнительный директор Американской торговой палаты в России Роберт Эйджи в интервью РБК сообщил, что его организация готовит доклад с рекомендациями, который впоследствии будет направлен правительству США. В нем бизнес в первую очередь попросит снять запрет на поставку авиазапчастей и техподдержку западных лайнеров, так как это вредит обычным людям. Кроме того, Торговая палата предложит отменить запреты на инвестиции и поставки предметов роскоши в Россию, а также снять санкции с банковского сектора, добавил Эйджи. Последнее, по его мнению, решит проблему трансграничных платежей и упростит ведение бизнеса для компаний обеих стран.
«Это лишь маленькая толика того, что нужно сделать».
blockquote
Как отмечает Роман Гусаров, предложения Торговой палаты США скорее отражают «чаяния американского бизнеса», чем свидетельствуют о нормализации отношений Вашингтона и Москвы.
«Авиационная отрасль обложена огромным количеством санкций: запрет полётов, санкции в отношении авиакомпаний, их руководителей и акционеров. В общем, много всякого. Отмена запрета на поставку запчастей и ремонт самолётов – это лишь маленькая толика того, что нужно сделать для нормализации отношений между странами, если действительно речь идёт об этом, — поделился мыслями собеседник издания. — Пока, как я вижу, речь идёт о том, чтобы вернуть западному бизнесу, в первую очередь американскому, право зарабатывать на нашем рынке, причем без снятия ограничений в отношении наших авиакомпаний: давайте санкции не снимем, а деньги получать будем».
По словам эксперта, запчасти для западных самолетов и сейчас поступают в Россию по параллельному импорту. Если запрет на поставки снимут, то отечественные авиакомпании смогут закупать детали напрямую по нормальным ценам, а не через посредников, которые добавляют к стоимости свою надбавку.
Что касается отмены ограничений на техобслуживание западных самолетов в РФ, то, отмечает Гусаров, тут возникает вопрос: а как это будет реализовано? Перевозить свои самолеты в американские техцентры российские авиакомпании не смогут – формально, это все еще подсанкционное имущество, которое там должны задержать, указал он.
«Больше самолётов, чем есть сейчас, у нас не станет».
blockquote
«Тут нельзя ограничиваться полумерами. Здесь надо более глубоко погружаться в вопрос и, возможно, отменять все санкции сразу, потому что такие частичные меры не дадут какого-то заметного эффекта, — считает авиаэксперт. — Да, возможно у нас несколько снизится себестоимость, может быть, что-то подешевеет. Но это не снимает вопросов с увеличением парка самолётов, а это сейчас самое главное. На сегодняшний день проблема с запчастями стоит не так остро, у нас практически 100% самолётов находятся в исправном состоянии, мы эту задачу решили. Проблема в том, что больше самолётов, чем есть сейчас, у нас не станет. Это значит, что увеличить количество рейсов мы физически не сможем. А спрос при этом растет. Даже если с нас сейчас снимут санкции и скажут, что можно летать куда угодно, то нам не на чем будет летать. Поэтому надо идти дальше, делать следующий шаг – снять ограничения на приобретение западных самолетов».
Гусаров заметил, что снятие с России ограничений на покупку авиазапчастей и иностранных воздушных судов потребует отмены глобальных санкций в авиационном и финансовом секторе, а также персональных санкций против директоров и акционеров российских авиакомпаний и банков. В противном случае, российский бизнес попросту не сможет проводить взаиморасчеты с американской стороной. Таким образом, чтобы решить вопросы только в авиационной сфере, США придется снять «практически половину санкций» с России, отметил собеседник издания.
При этом он подчеркнул, что текущее потепление в отношениях России и США, равно как и заявления об отмене санкций, лишь показывают «переменчивость политических ветров». Нынешняя администрация Штатов объявила, что за действия предыдущей ответственности не несет, и «сменила гнев на милость» в отношении РФ. Даже если сейчас санкции действительно начнут отменять, следующий президент и его команда, которые придут через четыре года, могут снова сделать разворот в политике и ужесточить антироссийские ограничения еще сильнее, указал эксперт.
«Мы уже на эти грабли один раз наступили и дальше играть в эти игры нельзя. Мы – огромная страна, которая не может существовать без авиации, мы обречены быть авиационной державой просто ввиду нашей географии, — говорит Гусаров. — Поэтому очевидно, что основной вектор на импортозамещение в гражданской авиации сохранится [даже если США отменят санкции]. Ускорить процессы разработки самолётов мы не сможем, потому что здесь все-таки речь о том, чтобы производить их полностью автономно, без участия западных партнёров, их комплектующих и материалов. Технологиями они все равно с нами делиться не будут, как и раньше, до санкций, не делились. Поэтому придётся эту задачу решать самостоятельно. Но замедлиться, думаю, тоже не замедлимся. Пойдём в том темпе, в котором можем идти».
Достигнуть более-менее устойчивого импортозамещения в гражданской авиации Россия реалистично сможет только к 2035 году, считает эксперт. Имеющийся же авиапарк из западных самолетов находится в исправном состоянии и будет летать «еще лет 10 точно», однако отдельные борты неизбежно будут выпадать из обращения. Поэтому без поступления новых самолетов из-за рубежа флот гражданской авиации России с годами будет постепенно сокращаться, отметил Гусаров.
«На какое-то время нам все равно нужны западные самолёты».
blockquote
«Если вдруг появится возможность в течение какого-то периода приобретать западные самолёты, это позволит нам более плавно пройти процесс импротозамещения. Фактически, начиная с пандемии, мы не приобретаем новые самолёты, и уже находимся на пределе перевозных возможностей. И если благосостояние населения будет расти – чего нам бы всем хотелось, конечно же – то будет расти и спрос на авиаперелёты, и его надо будет чем-то обеспечить, — говорит эксперт. — Чтобы не возникло напряжения ни в туриндустрии, ни в авиаиндустрии, нужны самолёты. Наших отечественных самолётов пока нет, а даже если бы они уже были, мы бы не смогли быстро насытить ими отрасль. Поэтому на какое-то время нам все равно нужны западные самолёты. Новые или со вторичного рынка – это не важно. Нужно хотя бы, чтобы численность флота не снижалась. А еще лучше, процентов на 20 наш магистральный флот нарастить. Хотя бы до горизонта 2035 года, когда мы уже более-менее сможем обеспечить авиакомпании собственными магистральными самолётами».
Читайте также:
- Авиаэксперт Гусаров: Рост цен на авиабилеты в РФ не остановится
- Как сэкономить на авиаперелетах: Почему в среду билет может стоить дешевле, чем во вторник
- Авиаюрист Герасимов рассказал, как получить компенсацию за задержку рейса
Сообщение Авиаэксперт Гусаров: Импортозаместить магистральные самолеты удастся только к 2035 году появились сначала на Общественная служба новостей.
Свежие комментарии