Наш эксперт, психолог и писатель Татьяна Огнева-Сальвони пришла к неожиданному выводу. Она считает: популярность Дианы – это награда за смелость быть «плохой девочкой».
Немного предыстории. 16-летняя Диана Шурыгина – девушка из Ульяновска, которая стала жертвой изнасилования год назад. Суд счел вину молодого человека, 21-летнего Сергея Семенова, доказанной и приговорил его к 8 годам строгого режима.
После апелляции срок снизили, но родные и друзья Сергея, посчитавшие наказание несправедливым, обратились в «Пусть говорят». На программу пришла и Диана с отцом. И после этого понеслось: поведение девушки у многих вызвало вопросы, в соцсетях выросли целые группы хейтеров и защитников Шурыгиной.Вокруг только и разговоров, что о Диане. Почему? Ведь, положа руку на сердце, это не единственный подобный случай, почему же именно он вызвал такой резонанс среди подростков и их родителей? Об этом мы и попросили порассуждать нашего эксперта.
Татьяна Огнева-Сальвони:
— В этой истории прозвучало сразу несколько тем, которые ломают устоявшиеся шаблоны и заставляют общество пересмотреть свои ценности, взгляды и установки на жизнь: что правильно, а что нет. Поэтому на нее выливается столько агрессии с одной стороны и столько поддержки – с другой.
Во-первых, на ее защиту встали родители и главным образом отец. То есть не застыдили, не унизили в угоду обществу, а, напротив, защитили. В российской традиции устоялся в качестве главного приоритета детско-родительских отношений движущий мотив «а чо люди скажут». А тут семья встала на защиту своего ребенка и крепко держит оборону, никого не слушая.
Именно таких защищающих отцов не хватает многим и юным, и давно выросшим девочкам.
Которые лягут на амбразуру за твою девичью честь и женское достоинство, даже если ты сама далека от идеала. Поэтому многие девушки стали ставить ее фото себе на аватарку в соцсетях, как защитный щит. Она стала для них опорой, дающей хоть какое-то чувство безопасности.Во-вторых, ярко проявилась лукавая общественная мораль, пришедшая к нам из лагерной среды. Было время, когда полстраны сидело, а полстраны охраняло. Это не прошло бесследно. Лагерная психология плотно устоялась в отношениях российских мужчин и женщин. Одна из установок этой психологии – с плохими можно вести себя как угодно и делать с ними что угодно, они же плохие, только с хорошими надо «держать планку». На женщин, которых можно отнести к категории «плохих девочек», можно смело переложить всю ответственность за свое поведение. И если ты плохая, ты как бы априори не имеешь права себя защищать, ты «сама виновата». Посмотрите, уже осужденный насильник в этой истории, чья вина была подтверждена после 20 независимых экспертиз, давал хвастливое интервью, мол, жертве вообще-то нравилось, когда он ее насиловал. По его ощущениям, «ей нравилось». Значит, она плохая девочка, и его это оправдывает. Абсолютно лагерная логика.
Диана разрушает эту устоявшуюся логическую цепочку оправданий «сильного». Она признает, что да, она выпила и да, она на эту чертову вечеринку пришла. И да, она на ней веселилась, потому что, а что еще делают на вечеринках молодые люди? То есть она признает себя «плохой девочкой», но отказывается лишь на этом основании быть добровольной жертвой, с которой можно делать что угодно. Она рвет шаблон, мол, даже если я плохая, это не значит, что ты имеешь право меня насиловать, а я не имею права себя защищать. Это смелость быть «плохой девочкой» (в глазах ее обвинителей), но отстаивать свое человеческое достоинство – так восхищает тысячи застыженных и втоптанных в грязь молодых женщин.
Ведь святых среди нас нет, святые на иконах. А придраться можно к любой женщине. И даже не надо реального повода. Мне было 13 лет, я еще в куклы играла, запоем читала классику и писала наивные стихи о природе. Ну и что? Моя абсолютная на тот момент невинность и детская чистота не помешала озабоченным одноклассникам обзывать меня проституткой и писать это на стенах. Кстати, это отражает еще один из механизмов лагерной психологии. С хорошими девочками-то неудобно, им надо соответствовать. Их надо уважать, с ними самому надо быть джентльменом, интеллектуалом. Поэтому их проще по полной «опустить», чтобы были рычаги воздействия, было за что стыдить. И тогда можно ни в чем себя не стеснять. Делать ее «козлом отпущения», сваливать всю ответственность за что угодно, а самому оставаться невиновным. Поэтому просто априори на основании того факта, что ты женщина, а если еще и симпатичная, тебя считают плохой девочкой. Тогда – это ты спровоцировала, это ты вела себя неправильно, а я чего? Я мужик, не устоял. А на деле получается как в басне Крылова: «…ты виноват лишь тем, что хочется мне кушать».
В третьих, случай Дианы показывает, что закон важнее «пацанских понятий». В законе четко написано: «Вступать в половую связь с несовершеннолетней даже по обоюдному согласию запрещено». До сих пор пацанские понятия частенько побеждали закон. Меня однажды в Москве зимним вечером схватили три пьяных стража порядка, засунули в машину под дулом «калашникова» и повезли в неизвестном направлении. Со словами «все вы проститутки», гогоча, обсуждали, как они сейчас весело установят мою личность по очереди. Меня спасло, что я уже была журналистом «Комсомольской правды», чему они не верили. Но пришлось, так как, на мое счастье, в их машине завалялся как раз тот номер, в котором на третьей полосе была моя заметка с моей же фотографией в полный рост. А за день до этого я брала комментарий у какого-то их высокого милицейского чина. И после того, как назвала им эту фамилию, они сникли и отвезли меня прямо к подъезду дома, откуда взяли. Догадались ли они, что уже эти их действия попадали под Уголовный кодекс? Нет! Они лишь расстроились, что не на ту девушку напоролись. Уверена, что после этого они поехали и нашли другую жертву. А меня потом три недели трясло. И очень долго до меня просто не доходило, что это они преступники, а не я проститутка. И что это им должно быть стыдно, а не мне.
В-четвертых, эта история в целом про женское достоинство. Диана показывает пример смелости тем, как отстаивает свое женское достоинство, выдерживает все нападки, не прогибается под манипуляции на стыде, не ведется на прямые угрозы. И таким образом словно возвращает его всем девушкам. У любой женщины есть достоинство, которое нужно уважать. И у той, которая кому-то кажется «плохой», и у той, которую кто-то решил считать «хорошей». Диану обзывают «шлюхой», ее оппоненты из последних сил пытаются лишить ее именно этого – женского достоинства. Потому что человеком, у которого есть достоинство, сложнее манипулировать, его труднее использовать в своих целях.
У этого есть исторические предпосылки – целое столетие в нашей стране человеческое достоинство уничтожалось, толпой из лишенных достоинства людей намного легче управлять. В результате многие люди сегодня даже не знают, что оно у них есть. И такая реальность, где всем управляют страх и невротический стыд, им привычнее. Это знакомая тюремная реальность, правила которой ясны, и поэтому в ней безопасно. Сторонники этой реальности обвиняют Диану в том, что ее изнасиловали, а парня посадили. Да, пока их, как мы видим, очень много. Но это их право – выбирать реальность, в которой насильник прав лишь тем, что ему захотелось секса. Чисто по-человечески их можно только пожалеть.
А Диане и ее отцу спасибо за смелость идти до конца, за честность и мужество
Свежие комментарии