На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Стерва & К°

98 502 подписчика

Свежие комментарии

  • Жбан с припаянной башкой
    Народ ещё не весь разбежался. Заходи почаще.Стерва и далее по...
  • Жбан с припаянной башкой
    Муратова это кто? Фамилия знакомая, а кто не помню. А Сисюкова, кто слышал?Стерва и далее по...
  • Белка
    Надо же.. Обострение весеннее что-ли?) Тоже думаю, дай зайду гляну как тут что..))Стерва и далее по...

БАБУШКИ УЖЕ НЕ ТЕ...

http://www.ljplus.ru/img4/v/s/vsyako/May.jpg
Сегодняшняя жизнь – не такая, как была во времена моей молодости, а жизнь через 40 лет трудно представить. Однако, если внимательно смотреть, например, старые фильмы, то видно, что сегодняшние тенденции закладывались тогда.
Я не люблю пересматривать фильмы, но недавно смотрела фильмы «По семейным обстоятельствам» и «Покровские ворота». Мне казалось, что я их хорошо помню, но на какие-то вещи обратила внимание только сейчас.

В фильме «По семейным обстоятельствам» героиня Галины Польских буквально сходит с ума от злости из-за того, что дочь вышла замуж и привела в их квартиру мужа. Но, позвольте, дочь Лида – далеко не школьница. Она имеет образование, работу – она аккомпаниатор в филармонии. Все же это – приличная работа и интересная. Зять Игорь - молодой ученый, пишет кандидатскую диссертации. Он не пьет, не курит, не скандалит, у дочери – вообще ангельский характер. Молодые признают авторитет Галины Аркадьевны, почтительны к ней.
Квартира у них по советским меркам – неплохая. Это – двухкомнатная «сталинка», т.е. комнаты изолированные, кухня – удобная.

Так чего же бесится Галина Аркадьевна? Ей ненавистна сама мысль, что в доме поселился чужой человек. «Да какой же он чужой – он мой муж, а твой зять», - недоумевает дочь Лида. Но мама говорит, что теперь она не чувствует себя в доме хозяйкой. Но ведь и дочь в квартире – хозяйка. Это не только квартира матери, но и квартира дочери – она в ней родилась. Да и зять – не невестка: он не лезет на кухню, не лезет в женские дела.
Через слово Галина Аркадьевна вспоминает своего покойного мужа: складывается ощущение, что она просто завидует тому, что у дочери есть муж, а у нее нет. Когда рождается внучка, то Галина Аркадьевна ни за что не хочет исполнять роль бабушки. Она готова иногда потетешкать девочку, но не сидеть с ней всерьез. А ведь по возрасту, как следует из сценария, она уже может пойти на пенсию, т.е. ей больше 55 лет. Правда, Галине Польских, играющей Галину Андреевну, было 38 лет, и она, действительно, не выглядела бабушкой.

Молодые и Галина Андреевна много ссорились, причем агрессия и обиды исходили исключительно от старшего члена семьи. Они пытались разменять жилье, но тут счастье улыбнулось женщине – и она сама вышла замуж и уехала жить к мужу. Теперь у нее самой есть вредная свекровь.
И вот вся семья собирается за столом и Галина Андреевна радует их заявлением, что ради мужа она решила выйти на пенсию. Это показалось обидным ее дочери.
«Лида. А тебе, тебе не стыдно перед Игорем? С нами ты была незаменимый работник, на тебе держалась вся московская промышленность, а сейчас ты уже не командир производства, ты просто женщина. Вдруг. Вспомнила.
Галина Аркадьевна. Да. Вспомнила. Вспомнила. А что я могла с вами вспомнить? Кастрюли? Пеленки? Магазины? Разве только в этом – женщина? Ты хотела мне оставить только этот ее удел и хотела, чтобы я за это еще и спасибо тебе говорила. Нет, дорогая. У нас есть еще и другое предназначение. И оно не заказано ни одной из нас. Ты скажешь – возраст, смешно. А я скажу – не смешно. Может быть, немного грустно. Что так поздно. Что так мало осталось. Молодость эгоистична, и тебе этого сейчас не понять. И я бы очень хотела, чтобы ты никогда этого не поняла. Чтоб никогда не осталась одна, не отвыкла от местоимения «мы». Иди, детка, и постарайся вырастить свою дочку так, чтобы никогда не услышать от нее всего, что я от тебя услышала
».

Вот так: предназначение женщины не меняется с годами, и оно – не в том, чтобы растить детей (не в пеленках) и не в том, чтобы в старости стать бабушкой. Оно в том, чтобы жить вместе с собственным мужчиной и заботится о нем.

Думаю, что сегодня никто не видит в словах Галины Андреевны ничего странного. И в 1977 году тоже ничего нового в этом не видели. А ведь на самом деле – это странно.

https://cdn.fishki.net/upload/post/2017/12/09/2452854/314fe327910775bd483b052c21e726e7.jpg

Ученые ломают голову, как так получилось, что женщины, потерявшие возможность рожать, живут еще чуть не 40 лет? Ведь в природе этого нет: самки всех животных способны приносить потомство до самого своего конца. Почему такая разница с людьми? Одно из объяснений то, что наличие в племени пожилых женщин, которые уже не рожали своих детей, давало возможность для лучшего выживания их внуков. Молодые женщины могли посвятить больше времени добыче еды, а их дети не оставались без присмотра. Очень может быть, так как из наблюдений за приматами ясно, что детеныш очень сковывает возможности самки, и она хуже питается и чаще становится жертвой хищников, что, естественно, приводит и к смерти ее детеныша. И это притом, что детеныши приматов способны держаться за шерсть на спине или животе матери, а люди, извините, лысые. За что тут держаться младенцу? Его нужно было все время носить на руках.

Люди давно перестали жить собирательством и справились с хищниками, но женщины продолжают жить гораздо дольше, чем заканчивается их фертильность. Когда я была маленькой, то ни у кого не возникало вопроса, кто должен сидеть с детьми: конечно, бабушки, если они жили вместе с родителями. Бабушки в 55 лет выходили на пенсию и считали уход за внуками и работу по дому своей главной обязанностью. А вот наши матери уже так не считали. Именно этот момент и пойман в пьесе Азерникова «Возможны варианты», по которой поставлен фильм.

А вот если вспомнить фильм «Взрослые дети», где дочь привела в семью зятя (А. Демьяненко), огорошив родителей (Зоя Федорова и Грибов), то там все по-другому. Родители только что вышли на пенсию, рассчитывали пожить для себя. Но им даже в голову не приходит жить отдельно от детей, хотя такая возможность имеется: зять хотел бы уехать работать в другой город, а дочь готова поехать с ним. Родители уговаривают молодых остаться. Рождается внучка, и героиня Зои Федоровой не видит другой жизни, как той, что связана с внучкой. Она ни за что не хочет отдать ее в ясли. Разумеется, между отцами и детьми происходит много разногласий.

«Взрослые дети» снят в 1961. Между ним и «По семейным обстоятельствам» прошло 16 лет. А какая разница в восприятии одного и того же события: дочь вышла замуж, привела в дом зятя, родила внучку. Но посыл фильма 1961 года был все же в том, что родители и дети должны жить отдельно. В 1961 году этого хотели дети, в 1977 – уже и родители.

В фильме «Большая семья» 1951 года показана семья, где три поколения живут вместе, но молодые уже стремятся к самостоятельности.

Таким образом, мы фиксируем, распад большой семьи в 50-х и изменившуюся роль женщин старшего возраста в 70-х. Сегодня происходит новое изменение, и оно касается понимания роли матери. Но об этом я, возможно, напишу в другом посте.


А пока мне бы хотелось остановиться еще на одном важном изменении, которое видно по фильмам 70-х-начала 80-х годов. В «Покровских воротах» (1983 год) симптоматическим мне кажется диалог Хоботова и Саввы Игнатьевича о радости и совести.
На самом деле, вопрос о том, для чего живут: для радости или для совести, не смешной. Хотелось бы ответить, что можно жить и для того, и для другого, но ведь так не всегда получается.
Что веселее, растить внука или ходить по выставкам или театрам? Ясно, что последнее веселее, но совесть не позволила бабушке из «Взрослых детей» отправить ребенка хотя бы в ясли.

Фильм «Покровские ворота» поставлен по пьесе Леонида Зорина, в которой он вспоминал свою молодость в 50-х годах. Обратите, кстати, внимание, что люди, вывшие взрослыми в 50-х, такие как Савва Игнатьевич и пенсионеры из «Взрослых детей», показаны в фильмах 60-х-80-х как ретрограды и смешные, глупые персонажи. Туповатый слесарь Савва Игнатьевич, поющий «Роза Мунда…» ведь воевал, в отличие от ироничного юного Костика и интеллигентного Хоботова. Наверняка, воевал и герой Грибова. Но куда ему до хлипкого зятя, который стоит на голове, занимаясь йогой. Ироничные, прозападные, невоевавшие, хлипкие - они стали определять сознание жителей нашей страны.

Видимо, коренной перелом в мировоззрении людей произошел именно в середине 50-х годов, когда стала исчезать традиционная Россия. Это случилось, когда городское население сравнялось с сельским, а потом процесс только убыстрялся. Исчезла подпитка от деревни, а вместе с этим исчезла большая семья. Заодно пропал императив жить для долга и совести, а не для радости. К нашему времени семья почти исчезла, и, очень может быть, что вслед за этим исчезнет и материнство.

Но стало ли от этого больше радости?

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх