На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Стерва & К°

98 500 подписчиков

Свежие комментарии

  • Сергей Никитин
    да Оленька...обострение точна! хороший был сайт...мож соберутся сторожилы и кааааааак возродим стервушку...тамариса п...Стерва и далее по...
  • Сергей Никитин
    здарова Димыч. муратова была когда-то на стерве..Руссалина ник.гдето 9-12 год,ежель мне не изменяет памятьжалобы и до...Стерва и далее по...
  • Жбан с припаянной башкой
    Народ ещё не весь разбежался. Заходи почаще.Стерва и далее по...

Как воспитать ребёнка героем.

Секреты князя Ярослава Всеволодовича

 

13  мая 1221 года в семье переяславского князя Ярослава Всеволодовича (в  крещении Фёдор, 1191–1246) родился второй сын. Старинная традиция давать  детям два имени – "княжеское", то есть славянское, и церковное – уже  постепенно отмирала, поэтому младенца нарекли одним христианским именем –  в честь мученика Александра Римского, чья память отмечается в этот  день. Он служил в одном из легионов императора Максимиана Геркулия  (284–305) и был умучен за отказ принести жертву Юпитеру. Впоследствии  Александр Невский прикажет оттиснуть его изображение на своих печатях.

Приведённая  дата рождения Александра утвердилась в новейших исторических  исследованиях, в то время как старинная историографическая традиция,  идущая от В. Н. Татищева, приурочивает появление на свет будущего  святого князя к 30 мая 1220 года. Её ошибочность показал В. А. Кучкин  ("О дате рождения Александра Невского" // Вопросы истории. 1986, № 2. с.  174–176).

Мать  Александра княгиня Ростислава (в крещении Феодосия, дочь торопецкого  князя Мстислава Удатного) была второй женой Ярослава Всеволодовича.  Первый его брак с дочерью половецкого хана Юрия Кончаковича оказался  бесплодным. Княгиня Ростислава слыла женщиной кроткой, верной и  боголюбивой. Она родила мужу девятерых сыновей (по другим данным, их  было семь или восемь) и двух дочерей. Жизнь её прервалась в 1244 году, и  перед смертью она приняла иночество под именем Евфросиния.

Переяславский  удел Ярослава Всеволодовича входил в состав Владимирского княжества,  которым правил его старший брат Юрий. В год рождения Александра  владимирская рать одержала крупную победу над волжскими булгарами,  разорявшими окрестности Устюга.

Князь  Ярослав был любим горожанами. Современники наделяли его всеми  добродетелями христианского владыки: кротостью, милостью и  человеколюбием.

Спустя  несколько лет над старшими братьями, Фёдором и Александром, были  совершены торжественные обряды посажения на коня и "постригов".  Известный со времён языческой древности, этот обычай официального  наделения княжичей правами наследования впоследствии был переосмыслен в  христианском духе. Владимирский епископ Симон, специально для этого  случая прибывший в Переяславль, поставил братьев перед Царскими вратами в  каменном соборе Спаса Преображения. Читая молитву, владыка постриг  отрокам волосы в знак первой жертвы Господу. Затем братьев посадили на  коней и дали в руки оружие, признавая в них будущих князей, защитников  Русской земли.

ПЕРЕЯСЛАВЛЬ. ФОТО: NIKOLAY GYNGAZOV  / GLOBALLOOKPRESS

Вслед  за тем Фёдора и Александра забрали из рук нянек и отдали в обучение  заслуженным людям из княжеского окружения: боярину Фёдору Даниловичу и  тиуну (княжескому управляющему) Якиму. Началась подготовка к взрослой  жизни. Опытные воины развивали в детях силу и ловкость, учили владению  мечом, копьём, стрельбе из лука, верховой езде. В "дружину" малолетних  княжичей набрали ровесников – детей бояр и дружинников Ярослава. Одним  из таких "робяток" был предок А. С. Пушкина по имени Рача (Радша). Поэт  писал:

Мой предок Рача мышцей бранной / Святому Невскому служил.

("Моя родословная")

Помимо  военной выучки, Ярослав Всеволодович заботился и о духовном развитии  княжичей. В учителя им были призваны искушённые в Священном Писании  книжники, священники и монахи. Княжьих детей обучали грамоте по текстам  Евангелия и Псалтири, чтобы они с измлада впитывали чистоту и мудрость  Слова Божьего. По свидетельству житий, Александр уже в детстве чуждался  пустых забав, никогда не пропускал церковные службы, знал наизусть  многие псалмы и молитвы и строго соблюдал посты.

Князь  Владимир Мономах (в крещении Василий, 1053–1125), чьим потомком в  четвёртом колене был Александр, оставил в назидание потомкам своё  "Поучение", которое и легло в основу науки государственного управления в  Древней Руси. Неутомимый воин и труженик, Мономах призывал князей к  деятельной жизни: пусть не застанет вас солнце в постели! Не ленитесь ни  к какому добру, заклинал он, что умеете хорошего, того не забывайте, а  чего не умеете, тому учитесь, и указывал в пример своего отца великого  князя Всеволода Ярославича, который, не бывая в чужих странах, выучил  пять языков.

Началом  всякого добра Мономах полагал страх Божий в сердце и щедрую милостыню, а  выше всяких воинских подвигов и государственных дел ставил духовное  совершенствование и покаяние. Сокрушение о своих грехах должно  сопровождаться земными поклонами – и в церкви, и дома во время вечерней  молитвы. А если никакие молитвы не приходят на ум, то следует твердить  про себя "Господи, помилуй", "ибо эта молитва всех лучше".

Князь  Владимир обстоятельно объяснял, какими способами глава государства  может исполнить заветы Христа: "как Христос весь мир возлюбил, без  выбора, и подал нам совершенный образец в Себе", так и князю нужно иметь  любовь ко всем, со всеми пребывать в мире.

Но  одного личного благочестия мало, христианский государь в ответе перед  Богом и за своих подданных, которых обязан блюсти от всяких бед. Добрый  князь не забудет убогих, подаст милостыню сироте, совершит правый суд,  не позволив "сильным" обидеть убогую вдовицу и самого худого смерда, не  дав погубить никого из христиан. Особенно князьям следует избегать  междоусобных браней, для чего требуется подавить гордость "в сердце и в  уме", не превозноситься перед старшими и младшими князьями: старших  чтить, как отца, а младших – как братьев.

КНЯЗЬ ВЛАДИМИР МОНОМАХ . ФОТО: RUSSIAN LOOK / GLOBALLOOKPRESS

Но  всё же главным примером для Александра был отец. Талантливый полководец  и храбрый воин, Ярослав Всеволодович неустанно заботился о процветании  Переяславского княжества и его стольного града. При нём город разросся и  превратился в крупный политический и культурный центр Северо-Восточной  Руси. Ярослав завёл в Переяславле своё, местное летописание, что говорит  о возросшем значении города. В библиотеке, где князь собирал летописи,  книги Священного Писания, сказания и поучения, появилась новая рукопись,  называемая ныне "Летописец Переяславля Суздальского". Князь любил  книги, привечал книжников и учёных монахов и этому старался научить  своих сыновей. За это Ярослав удостоился похвалы от своих современников.  К нему было обращено слово Даниила Заточника, известного писателя  Древней Руси, который

ни за море не ездил, ни у философов не учился, но был как пчела, припадая к разным цветам и собирая мёд в соты.

Вероятно, он служил в княжеской дружине или на княжьем дворе.

Дуб  силён множеством корней, так и град наш – твоим управлением, –  славословил Даниил переяславского князя. – Ибо щедрый князь – отец  многим слугам: многие ведь оставляют отца и матерь и к нему приходят.

Видимо, рукопись Заточника тоже нашла своё место среди книг княжеской библиотеки.

В  те годы создание библиотеки было делом сложным и денежным. Выделка шкур  и изготовление листов пергамена, а затем переплёт этих листов под  кожаную обложку были под силу только умелым мастерам. Переписчики  требовались опытные: сделаешь ошибку в Писании или творениях Святых  Отцов – погрешишь против истины, да и других в соблазн введёшь. Искусные  рисовальщики украшали эти книги – где заглавной буквой, где узором, а  где и библейским сюжетом. А уж летописный свод составлять – тут нужны  были особо учёные монахи.

Помимо  священных и богослужебных книг монастырские и княжеские библиотеки  содержали переводные сочинения о знаменитых мужах древности. Можно себе  представить, как зачитывались Александр и его братья рассказами о  великих деяниях римских цезарей, о походах Александра Македонского,  который, по мнению русских книжников, не только дошёл до самых крайних  восточных народов, но и до Крайнего Севера, до Северного моря, а значит,  и на Руси побывал. И что самое ценное, свершения великого тёзки  Александра сопровождались изгнанием с земли всякой нечисти и заточением  этой нечисти в северных горах. Пройдёт немного времени, и молодого князя  будут сравнивать по уму и красоте с Иосифом Прекрасным (Быт. 37–50), по  силе – с библейским богатырём Самсоном, по храбрости – с Александром  Македонским, по государственным заслугам – с римским императором  Веспасианом (правил с 69-го по 79 год).

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх