Похудение — это всегда длительный процесс, который требует от человека серьезных усилий и дисциплины. К сожалению, вопреки многочисленным мифам, быстро и без жертв добиться устойчивого снижения веса нельзя — сделать это можно, лишь пересмотрев свои пищевые привычки и ежедневно работая над собой, планомерно приближаясь к желаемому результату.
Однако, ступив на этот тернистый путь, через какое-то время люди часто сталкиваются с желанием вновь отведать любимые вредные продукты: сладости, выпечку, фаст-фуд и так далее. Часто можно услышать, что с помощью такой тяги организм якобы требует привычной пищи, и разовый возврат к ней похудению не навредит. Но откуда берутся эти желания — из тоски по вкусовым ощущениям или из чего-то еще? И нужно ли им потакать, дабы избежать куда более пагубных срывов?Как отмечает практикующий психолог, кандидат психологических наук, писатель Михаил Хорс, тяга к вредной еде на похудении — это отнюдь не желание ощутить знакомые вкусы, а самая настоящая «ломка», похожая на абстинентный синдром у наркозависимых. Обуздать ее можно при помощи техники осознанного питания, однако чтобы ее выполнять, человеку нужен морально-волевой ресурс. О том, как вредная пища с детства вызывает зависимость и где взять силы на то, чтобы ее побороть, специалист рассказал Общественной службе новостей.
«Хочется чипсов — возьми одну чипсину и потихонечку ее ешь»
blockquote
«То, что кажется желанием попробовать вредную еду, на самом деле желанием не является. Желание — это, когда мы хотим определенного вкуса. Но вкус даже самого вредного и самого высококалорийного продукта можно почувствовать от очень маленькой, микроскопической порции. Хочется чипсов — возьми одну чипсину и потихонечку ее ешь. Во рту будет тот самый вкус. Хочется шоколада — отломи маленькую дольку и рассасывай ее, не глотая сразу. Постарайся с этим вкусом взаимодействовать», — говорит собеседник издания.
По словам Хорса, люди с лишним весом, как правило, имеют привычку быстро прожевывать и проглатывать пищу, при этом не обращая особого внимания на вкусовые ощущения. Чувство удовлетворения в таком случае приходит за счет большого объема съеденной еды, что ввиду высокой калорийности и приводит к набору веса.
Если же человек внимательно «взаимодействует» со вкусом, то есть берет маленькие кусочки и с закрытыми глазами их нюхает, а затем медленно рассасывает во рту, сосредотачиваясь на чувствах и ни на что не отвлекаясь, то он испытывает удовольствие именно от вкуса — длительное раздражение вкусовых рецепторов дает мозгу достаточно времени, чтобы обработать информацию и выделить дофамин. В итоге удовлетворение наступает при куда меньших объемах, и желание продолжать есть ради вкуса отступает, пояснил психолог.
«Это называется техника осознанного питания, когда ты получаешь удовольствие от вкуса, как бы превращая употребление еды в дегустацию. И она, в общем-то, хорошо известна. Нам с детства говорят “жуй 30 раз”. И действительно, когда любую пищу продержишь во рту 30 секунд, и насыщение приходит быстрее, и вкусового наслаждения больше, — продолжает эксперт. — Вопрос в том, почему люди так не делают. Почему не могут управлять пищевым поведением? Почему происходят невротические срывы, когда человек сидит на диете, а потом срывается? Потому что все эти яркие вкусы — шоколад, мороженое, выпечка, те же чипсы — это на самом деле не просто продукты питания, это наркотики. Смесь сахара и жира или соли и жира вызывает серьезнейшую пищевую зависимость. Даже не сам сахар и не сама соль, а смесь этих двух продуктов с жиром».
Иными словами, тяга к вредной пище — это не столько искренняя любовь человека к тому или иному вкусу, сколько, по сути, наркотическая зависимость, объясняет собеседник издания. Аналогичным образом работает, например, и зависимость от никотина, отметил он.
«Их вполне себе ломает, как курильщиков без сигарет»
blockquote
«Люди, которые садятся на диету и исключают эти наркотические продукты, вызывающие зависимость, испытывают ломку, то есть дискомфортное состояние или, по-научному, абстинентный синдром. Им дискомфортно без этих продуктов. Это не они хотят что-то попробовать и насладиться вкусом — вкусом же можно и от маленького кусочка насладиться, — их вполне себе ломает, как курильщиков без сигарет. В итоге они становятся тревожными, напряженными, раздраженными, постоянно думают об этих видах пищи», — указал Хорс.
Психолог отметил, что большинство диет вполне сбалансированы с точки зрения питательной ценности и дают человеку достаточно энергии для нормальной жизни, при этом позволяя постепенно терять лишний вес. Жесткие же ограничения в еде не должны применяться для похудения — их назначают в особых случаях по показаниям здоровья, подчеркнул он.
Тем не менее тяга к вредной еде возникает, даже когда человеку хватает энергии. Связано это, говорит эксперт, с биохимией — люди «подсаживаются» на продукты с сахаром-жиром и солью-жиром с детства и едят их на протяжении всей жизни, из-за чего у них нарушается естественный баланс дофамина. Такая пища настолько сильно стимулирует выработку этого гормона — он отвечает за чувство удовольствия и удовлетворения, — что организм не может производить его в нужном количестве, когда ее нет. Это и называется «ломкой» — ее можно потерпеть, но внутреннее раздражение будет накапливаться, что в итоге и приводит к срывам, пояснил специалист.
«Процесс изменения пищевого поведения — многоступенчатый. А эти виды пищи, которые являются наркотиками и вызывают зависимость, с нами с самого глубокого детства — это, по сути, наша первая зависимость. Алкоголь и сигареты — это все сильно позже, — сказал Хорс. — У кого-то есть ресурс сразу начать с этим работать, но у большинства людей все-таки первый этап — это этап управляемого употребления этих наркотиков. Поскольку они не психоактивны, то есть они не меняют сознание в момент употребления, как тот же алкоголь, с ними такой подход работает. Но бывает такое, что человек приходит ко мне, я говорю: вот тебе техника, выполняй — можно есть все, но только медленно, маленькими кусочками, получая огромное удовольствие от самого вкуса. Через неделю он возвращается и говорит: “Я не смог, кладу один кусочек в рот и дальше ем как обычно”. А почему он эту или любую другую технику не может выполнять? Потому что у него не хватает личностных волевых сил. А куда они деваются? В негативные переживания, в том числе в недовольство собой из-за своего лишнего веса, чувства вины из-за своих пищевых срывов».
Хорс заметил, что «пищеголик», как и алкоголик, живет в замкнутом цикле. Какое-то время он держится диеты или правильного питания, однако в итоге срывается и из-за этого испытывает колоссальное чувство вины и недовольства собой. Эти негативные эмоции создают постоянное напряжение нервной системы и тем самым вытягивают из него все силы. В результате личностный ресурс, который мог быть потрачен на работу над своим пищевым поведением, человек тратит на переживания и стресс.
«Я не плохой, если я сорвался, просто это трудность, которую надо пережить и идти дальше»
blockquote
«Размыкается это на признании себя пищеголиком, признании, что я могу сорваться, что, конечно, я этого не хочу, но так бывает. На признании, что изменение моих пищевых привычек и пищевого поведения — это длительный, многомесячный процесс, в течение которого у меня будут трудности, потому что я с самого детства сижу на наркоте, — продолжает психолог. — Когда человек не может выполнять техники, мы сначала настраиваем его эмоциональное состояние на более флегматичное, спокойное, в том числе и по отношению к себе, своим срывам и своему лишнему весу: я не плохой, если я сорвался, просто это трудность, которую надо пережить и идти дальше, у меня не обязательно все должно получаться в те сроки в том количестве, как я хочу, но это не значит, что это плохо. И вот когда человек привыкает так думать, у него появляются силы для того, чтобы соблюдать и диеты, и любые другие практики изменения пищевого поведения».
Собственно, когда человек находит в себе ресурс для осознанного питания, он начинает постепенно менять свое отношение к еде. В будущем, когда этот этап будет пройден, он уже сам не сможет съесть так много вредной пищи, как раньше, поскольку у него поменяется способ потребления еды, резюмировал собеседник издания.
Читайте также:
- Психолог Хорс: Люди с чувством юмора проще переносят жизненные трудности
- Психолог Хорс: Современные люди больше склонны к психическим расстройствам, чем прошлые поколения
- Психолог Дугенцова заявила, что яркие цвета в интерьере повышают раздражительность
- Психолог Дугенцова: У подростков, использующих гаджеты чаще развито СДВГ
Сообщение Психолог Хорс назвал зависимость от вредной еды похожей на алкогольную и никотиновую появились сначала на Общественная служба новостей.
Свежие комментарии